Нет изображений

СКАЧАТЬ

Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 2018 году

 

НОМИНАЦИЯ

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 


 

 

 

 

 

 

Роль легкой атлетики в развитии физических качеств учащихся 4 классов

 

 

 

 

 

 

 

Хрищанович Ольга Юрьевна, учитель физической  культуры

Государственного бюджетного  общеобразовательного учреждения  Гимназии № 261

Кировского  района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Санкт-Петербург

2018 г.

Содержание

 

 

  Введение
1.Общие характеристики младшего школьного возраста

2.Спедства и методы развития двигательных качеств по средствам легкой атлетики

       1.Быстрота

       2.Сила

       3.Выносливость

       4.Гибкость

       5. Ловкость(координация)

       6. Комплексное развитие физических качеств.

   Заключение
  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Тема реферата: «Роль легкой атлетики в развитии физических качеств учащихся 4 классов» актуальна, так как легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу, бег, прыжки, метания. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. Ходьба и бег должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. 
 В наш век проникновения  во все сферы деятельности  научно-технического прогресса становится  в высшей степени актуальным. Малоподвижный образ жизни делает  организм человека беззащитным  при развитии различных заболеваний. Для того, чтобы дети росли  здоровыми необходимо правильное  физическое воспитание, а также  соблюдение здорового образа  жизни. 
        Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Легкоатлетические упражнения способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программу физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в тренировочный процесс во всех видах спорта, в занятия физической культурой людей всех возрастов.
Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится  правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма. 
Немаловажно и то, что  многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут  выполняться на простых площадках  и на местности. Таким образом, средства легкой атлетики легкодоступны, и  необходимы для нормального функционирования всех систем организма.
 Цель реферата – выявить влияние занятий легкой атлетикой на развитие физических качеств учащихся 4 классов, рассмотреть особенности развития учащихся младшего школьного  возраста(7-11 лет, 1-4 классы), определить основные средства и методы для развития физических качеств по средствам легкоатлетических упражнений в данном возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Младший школьный возраст (7-11 лет, 1-4 классы) 
Для этого возраста характерно: 
   Большая пластичность организма в целом, его органов и систем, легко поддающихся воздействию физических упражнений – положительному (при правильном их применении) и отрицательному (при перегрузках и действиях, не соответствующих возрасту и подготовленности детей);
     Большой расход энергии. У детей учащенное дыхание, быстрый ритм сокращений и расслаблений сердечной мышцы, легко возбудимая нервная система (процессы возбуждения преобладают над торможением). Дети быстро врабатываются, но и быстро устают, поэтому им противопоказаны длительные физические усилия – без отдыха, снижения нагрузки, смены движений; 
     Ускоренный обмен веществ и быстрое восстановление сил. Общий объем нагрузки за день может быть значительным. В игре они свободно пробегают 2-3 км со значительной скоростью, но при этом чередуют бег с ходьбой, остановками для отдыха. Периоды отдыха должны позволять сохранить работоспособность и поддерживать интерес к уроку;
Неприспособленность к длительной однообразной работе, торможение в работающих участках коры головного мозга, - требуется частая смена видов деятельности; 
    Незавершенность формирования скелета, особенно костей позвоночника, кисти и стопы. Следует очень осторожно подбирать прыжки, спрыгивания, тяжелые мячи, избегать очень резких движений и сильных сотрясений;
Повышенная потребность в кислороде в связи с преобладанием процессов роста тела и органов, поэтому – противопоказаны упражнения, связанные с задержкой дыхания и натуживанием;
Несформированность зрительного и двигательного анализаторов, вследствие чего дети не могут долго концентрировать внимание. Поэтому объяснение должно быть кратким, показ упражнений качественным. При обучении им требуется тактильная помощь – проводка.
Основные средства развития физических качеств: подвижные игры, эстафеты, упражнения без отягощений, простые прыжки, ходьба и бег в разных вариантах, упражнения с гимнастическим инвентарем (палки, обручи, скакалки, мячи). 
Методы: повторный, игровой, соревновательный.

 

2. Средства и методы развития физических качеств по средствам легкой атлетики

2.1.    Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. 
Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. 
   Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

- повторный - многократное повторение скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью;
- игровой - дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей;

- соревновательный – позволяет проявить максимальные способности в скорости выполнения упражнения за счет соперничества с другими участниками соревнования.

Быстрота - необходима во всех видах легкой атлетике. От быстроты отталкивания в прыжках, от скорости выпуска снаряда зависит результат на соревновании.

Существует утверждения, что быстрота - качество врожденное, что невозможно, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты. Основным средством развития быстроты являются скоростные упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью.

Средства развития быстроты. 
 Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Упражнения:
-Бег укороченными шагами по отметкам;
-Бег или опускание бедра на месте или стоя в упоре;
-Старты из разных И.П.
-Работа рук, стоя на месте или сидя на полу (гимнастической скамейке).
-Специальные беговые и прыжковые упражнения, выполняемые с максимальной частотой на коротких отрезках

2.2.Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений.

Сенситивный период развития качества силы приходится на 15-18 лет, когда в достаточной мере созревают функции дыхательной и сердечнососудистой систем, обеспечивающих работу аэробного характера.

Средства развития силы:
    Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:
- упражнения с преодолением внешнего сопротивления (прыжки по песку);
- упражнения с преодолением веса собственного тела (; егкоатлетические прыжковые упражнения); 
- изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Упражнения для развития силы мышц ног:
-бег и прыжки по лестнице вверх;

- Прыжки через гимнастическую скамейку разными способами, толкаясь одной или двумя ногами.

 - Прыжки на двух через барьерыили препятствия разной высоты.

-Прыжки в выпаде со сменой ног.
-Многоскоки в быстром темпе на передней части стопы. 
Упражнения для мышц пояса верхних конечностей:
-Броски набивного мяча небольшого веса


2.3. Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу определенной интенсивности или способность организма противостоять утомлению. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.
Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять работу в специфическом виде деятельности.

Сила и выносливость у младших школьников пока не полностью развиты. Поэтому упражнения и уровень нагрузки должны тщательно подбираться с учетом возможностей и требований отдельных учеников.
Средства развития выносливости:
   Для развития общей выносливости используют средства, развивающие сеть микрокапилляров, повышающие возможности кардио-респираторной системы (равномерная тренировочная нагрузка):
Равномерный или темповой бег на местности (кросс).

 

2.4. Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости:
- активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;- пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).
В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнений амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.

Совершенствование гибкости, начинающееся в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем и старшем школьном возрасте.

Методы развития гибкости
Повторный - основной метод развития гибкости. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях, для этого используются упражнения с постепенным увеличением размаха движений.
- Выбор упражнений, количество повторений меняется, в зависимости от 
характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том 
или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся.
- Темп выполнения может быть средним или медленным.
- Количество повторений, как правило, большое.
- Выполнять упражнения обязательно после предварительного разогревания 
мышц.
- Амплитуду движений увеличивать постепенно, избегая рывковых 
движений.
- Болевые ощущения на следующий день свидетельствуют о чрезмерной 
дозировке.
Средства развития гибкости:
     Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. Следует всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки и при этом с не должно быть никаких сильных болевых ощущений.
   Для развития общей гибкости используются упражнения, развивающие подвижность в суставах (наклоны, вращения, взмахи, махи, выпады, выполняемые с максимальной амплитудой).


2.5. Ловкость(координация) - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
- Ловкость характеризуется способностью быстро овладевать сложными движениями, быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. 
- Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать.

Благоприятный период развития ловкости отмечается с 6 до 15 лет. Ловкость- успешность выполнения новых движений и эффективность всей двигательной активности в целом.

Методы развития ловкости
   Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Используются разнообразные методические приёмы:
Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений.
Зеркальное выполнение упражнений.
Изменение скорости и темпа движений.
Средства развития ловкости
Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости: 
-Прыжки, метания, другие легкоатлетические упражнения, выполняемые асимметрично ((левой, правой ногой или рукой, влево-вправо).

-Беговые и комбинированные эстафеты с преодолением различных препятствий или с обеганием ориентиров.
-Специальные беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в разных вариантах, сочетаниях и в разном темпе.
-Эстафеты с элементами легкоатлетических упражнений.
-Упражнения соревновательного вида, выполняемые в нестандартных условиях.

2.6. Комплексное развитие физических качеств.
В легкоатлетической практике использование большинства упражнений способствует одновременному развитию нескольких физических качеств, это происходит в следствии взаимовлияния уровня развития одних качеств на другие. Так, быстрота выполнения отдельных упражнений напрямую зависит от уровня развития силы мышц и свободы движений в суставах тех звеньев тела, которые участвуют в движении, межмышечной координации.
Поэтому, при выборе упражнений для решения задач общей или специальной физической подготовки следует учитывать возможность комплексного развития физических качеств. Правильный выбор упражнений позволяет также одновременно с развитием физических качеств совершенствовать и технику двигательных действий. 
Упражнения для развития быстроты и координации движений:
-
бег с продвижением вперёд:
-Бег с высоким подниманием бедра, с акцентом на частоту движений - через каждую линию( координационной лестницы), стоя лицом в направлении бега.
-То же, наступая правой ногой в клетки справа, а левой ногой в клетки слева.
-Бег с высоким подниманием бедра с акцентом на частоту движений, стоя левым (правым) боком в направлении бега.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств и координации движений:
-прыжки с продвижением вперёд:
-Прыжки на двух, наступая в каждую клетку(координационной лестницы), подтягивая колени к груди, стоя лицом в направлении передвижения.
-То же, стоя левым (правым) боком.
-То же, стараясь минимально сгибать ноги в коленных суставах, отталкиваясь преимущественно за счёт мышц стопы.
-То же, стоя левым (правым) боком. 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           Рассматривая данный вопрос об исследовании влиянии занятий легкой атлетикой, т.е. занятиями легкоатлетическими упражнения, на уровень развития физических качеств, доказано многими учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования, проведенные советскими учеными такими, как Зациорский В.М., С. Вайцеховский, М. Набатников, Ф. Куц, немецким ученым Ф. Ширмером и рядом других ученых – доказывают, что занятия легкоатлетическими упражнениями непосредственно влияют положительно на развитие всех физических качеств.

     В данном реферате рассмотрены легкоатлетические упражнения, улучшающие как отдельно взятые физические качества, такие, как: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость и сила учащихся 4 классов, так и комплексное их развитие.

      Руководствуясь тем, что развитие физических качеств взаимосвязано, следует применять различные упражнения, посредством которых кроме совершенствования физических качеств формируются разнообразные двигательные навыки, повышается пластичность нервной системы, создается обширный фонд временных связей и тем самым обеспечиваются хорошие предпосылки для освоения других, не известных еще навыков. Используя же ограниченный круг упражнений, допустим, для развития одного физического качества, мы не сможем достигнуть такого разностороннего эффекта. Поэтому легкая атлетика, с ее разнообразием видов, является одним из важнейших инструментов в развитии физических качеств школьников 10-11 лет.
   Легкая атлетика — «королева спорта», способству­ющая всестороннему физическому развитию человека.

 

Список литературы


1. Алабин В.Г. Специальные упражнения и тренажёры в лёгкой атлетике/ М: ФиС, 1982 
2. Жилкин А.И. «Лёгкая атлетика», учебное пособие/ М: Академия, 2003
3. Локтев С.А. Лёгкая атлетика в детском и подростковом возрасте. М., Сов. спорт, 2007
4. Попов В.Б., Система специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М., Олимпия-Пресс, 2006
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - Лёгкая атлетика в школе – пособие для учителей. М., Просвещение, 1993 г.